Наш адрес

Номера телефонов

ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

Ведь бывают неожиданные, не зависящие от человеческой воли жизненные коллизии, где даже и достаточно крепкий ребенок может не выдержать чрезмерного гнета каких-либо переживаний и тревог. Вполне реальна ситуация, когда ребенок с нормальной психикой, но, как мы уже говорили, эмоционально чувствительный и впечатлительный, испытывает какое-то сильное психическое потрясение, справиться с которым ему трудно. Скажем, у него внезапно умерла любимая бабушка, или в доме случился пожар, или квартиру ограбили воры. И он, вдобавок, оказался непосредственным свидетелем этих чрезвычайных событий. Действие подобных психотравмирующих обстоятельств может оказаться столь сильным, что вызовет срыв высшей нервной деятельности — невроз. От этого не застрахован ни один ребенок. Но здесь многое зависит от родителей — от того, как сами они реагируют на случившееся, могут ли вести себя достаточно мужественно, чтобы справиться с постигшими их несчастьями и не заражать ребенка беспокойством и тревогой, унылым настроением и неверием в себя. Ведь ребенок так надеется на помощь взрослых, их способность разрешить любые трудности, рано или поздно преодолеть их! Если же этого не происходит, если взрослые сами не видят выхода, всегда подчеркивают безнадежность сложившейся ситуации, то и ребенок не может найти в себе силы забыть происшедшее, переключиться, найти новый интерес в жизни.

— Очень трудно заставить ребенка что-то сделать, даже самое простое: умыться, убрать за собой вещи и тому подобное. Ни уговорить, ни упросить, ни приказать нельзя — любое требование встречает противодействие...

— Все дело в том, каков возраст ребенка. Если ему два-четыре года, то, в большинстве случаев, перед нами так называемое упрямство.

Что такое упрямство? Это стремление ребенка проявить самостоятельность, отстоять свои права и реализовать возросшие возможности. Он хочет все сделать сам, даже если, на наш взгляд, у него это получается плоховато. Это своего рода самоутверждение, принимающее иной раз чрезмерную форму. В каких случаях?

Только тогда, когда ребенок ущемлен в каких-то существенных для него потребностях, когда взрослые слишком педантичны, обрушивают на него беспрерывный поток требований и настаивают на их выполнении с первого слова, не считаясь с обстоятельствами и опытом малыша. В результате у него возникают, как говорят физиологи, фазовые состояния мозга. В одной из таких фаз, называемой ультрапарадоксальной, ребенок непроизвольно стремится делать все наоборот, как считают родители — "назло". На самом же деле его злая воля здесь ни при чем, ребенок сам, если хотите, жертва. Жертва чрезмерных амбиций родителей, их строгости и пунктуальности.

Самое лучшее — не бороться с ребенком, не устраивать ему необъявленной войны, а попытаться разобраться в истоках его упрямства и перестроиться самим. Тогда, как это ни неожиданно, дети станут более покладистыми, более сговорчивыми.

Таким образом, упрямство, а тем более — негативизм всегда свидетельствуют о каком-то неблагополучии в отношениях между взрослыми и детьми. И нужно вовремя найти выход из этой ситуации, не ломая воли ребенка, не создавая из него пассивного исполнителя ваших требований, а направляя созидательную его энергию. И через некоторое время вы увидите: конфликты исчезнут.

Если же те особенности поведения, наблюдается в более старшем возрасте, значит, конфликт затянулся, приобрел хроническую форму. Все равно, именно родителям нужно сделать первый шаг: в чем-то уступить, взглянуть на себя критически. И спуститься со своего взрослого Олимпа: быть непосредственнее с детьми, играть с ними, вместо того чтобы читать бесконечные нотации и сражаться с "ветряными мельницами" — упрямством.

— Поможет ли упрямому ребенку спорт?

— Как правило, я  рекомендую родителям упрямых детей найти для них подходящие спортивные занятия — это способствует своевременной разрядке энергии ребенка, его физическому закаливанию и самоутверждению. Особенно, если пример будут подавать сами родители и заниматься вместе с ребенком, разделяя с ним радость победы и находя совместно выход из трудностей. Здесь происходит и психологическая закалка, и укрепление воли, и рост активности. Все это хорошо, если речь идет только об упрямстве. Если же мы имеем дело уже с неврозом, то вначале нужна врачебная помощь, а уж потом, в качестве закрепляющего средства, можно применить и спорт.

— Может ли пройти невроз без специального лечения, например, от смены обстановки?

— Это случается очень редко. Ведь при неврозе у ребенка уже сложились устойчивые стереотипы восприятия себя окружающими, низкая самооценка и неуверенность в себе. И внезапно они не исчезнут: здесь требуется, как мы уже говорили, и перестройка отношений самих родителей, и изменение их взглядов на воспитание, и психотерапевтическая помощь ребенку.

— Как вести себя родителям, если ребенок оказался свидетелем их конфликтов, и даже высказывает по этому поводу свое мнение?

— Ни в коем случае не запрещать говорить! Потому что невозможность выражать свое мнение по поводу происходящих в семье событий, в которые ребенок оказался эмоционально включен, приводит лишь к повышению у него психического напряжения и тревоги. Вообще-то, не стоит выяснять отношений при детях, и тем более — пытаться привлечь их на свою сторону. Если же такое случилось, не будет беды, если кто-то из родителей (или оба) признает, что был неправ. Особенно это важно при общении с подростками, которые стремятся, открыто и честно, разобраться в поступках взрослых. Родителям будет полезно выслушать мнение подростка, если уж он готов его высказать.

— Ребенок чрезмерно волнуется при просмотре интересных передач, его бросает в пот, он буквально дрожит. Как быть? Запретить смотреть? А не будет ли это еще хуже?

— Здесь должна быть "золотая середина". С одной стороны, просмотр всех передач подряд притупляет собственную активность ребенка, мешает формированию его индивидуальных интересов. Но и искусственное ограничение обедняет его духовный мир, не дает ему возможности обсуждать увиденное со сверстниками, то есть, в какой-то мере, его дискриминирует. Ослабленные дети с признаками невропатии, действительно, возбужденно реагируют на излишнее количество увиденного или на эмоционально сильные впечатления. Постоянное мелькание изображения, громкий звук, как и неподвижность во время просмотра, оказываются для них, в определенной степени, стрессовыми факторами. И, конечно, надо избегать неразборчивого просмотра передач.

Будет лучше, если родители найдут способ не только ограничивать просмотр, а занять время ребенка чем-то интересным, расширить круг его увлечений. И, конечно, сами взрослые не должны быть прикованы к телевизору и другим пассивным способам времяпрепровождения. А для родителей, которые жалуются на чрезмерное возбуждение ребенка зрелищами, такое самоограничение должно стать правилом.

— Ребенок сосет палец едва ли не с двух недель после рождения (сейчас ему второй год)... Как отучить его от этой дурной привычки?

— Сосание пальцев после года — скорее не дурная, а навязчивая привычка. Она свидетельствует о неудовлетворенности инстинкта сосания. Часто сосут палец дети, чьи матери излишне строги, не дают пустышку и рано отлучают от груди. Но бывает и так, что сосанием пальца ребенок как бы устраняет состояние беспокойства, дискомфорта. Здесь нужна своевременная консультация. Во всех случаях не стоит бороться с этой привычкой как с вредной — обматывать палец бинтом, намазывать его горчицей или наказывать ребенка. Вместе со специалистом надо разобраться в причинах такого явления, принять необходимые меры — и тогда проблема перестанет существовать.

Рекомендации родителям

Постарайтесь быть более внимательными к своему ребёнку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

Помните о том, что у вашего ребёнка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его беспокоит. Каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Главное при этом – с пониманием и уважением относиться к проблемам ребёнка, не считать их чем-то несерьёзным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий.

Никогда не высказывайте в присутствии ребёнка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой.

Не срывайтесь и не кричите на ребёнка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один разгрузочный день в неделю. В этот день дайте себе слово, что не будете кричать на ребёнка и ругать его, даже если он перевернёт всё вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержанны в этот день. Вы заметите, что он начинает вас слышать, легче понимает и выполняет ваши требования.

Пересмотрите свои требования к ребёнку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в  этом возрасте и пропустить требования к ребёнку через собственные детские переживания.

Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребёнка. Здесь необходимо запомнить и выполнять три важных правила.

У ребёнка должен быть полноценный сон. В 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой психикой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.

Ребёнку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.

Не позволяйте ребёнку подолгу сидеть перед телевизором, компьютером. Если вы купили диск с новым фильмом, сначала просмотрите её сами и решите, стоит ли показывать это ребёнку.